Роли и маски человека.


Вот так  смотришь на человека, а видишь перекошенную маску, возможно слегка съехавшую, парой закостенелую, приросшую.  А иногда заметна фальшь и неестественность поведения,  или откровенно видно, что человек учится быть кем то другим. Вероятно идет освоение новой роли, примерка маски.

Роль, по своей сути, является поведенческим шаблоном на определенную ситуацию, характерным для большинства людей. Т.е. как правило, роли  стандартны. А вот проявление ролей могут быть различны для ситуаций, в которых они проявляются у  разных людей.

Роль может быть шаблонной и выдуманной.
Шаблонная роль, это когда индивид  ведет себя подобно тому, что он уже видел и это подходит под то  кем он хочет быть «сегодня, сейчас» в той или иной ситуации. Т.е он ведет себя так, как он считает правильным согласно роли, но  это «правильно» обусловлено его наблюдениями  за окружающими,  и копированием. Или  же это внедренные со временем понятия из  слов окружающих, или литературы. Роли могут быть осознанными (выбираемые осознанно или же замеченные, понятые но не выбираемые) и бессознательные (основанные на боли, страхе и пр. связанным с прошлым опытом, не замеченные), они как реакция на раздражитель.

Выдуманная роль, это как набор из пазлов, увиденное, представляемое и пр. . Это творчество, его проявление через  роль.  К примеру, актерское мастерство учит вживаться в выдуманные и осознанные роли,  те, что человек не  надевает рефлекторно.

Например, осознанная роль может быть выбрана для «притворства»,  для достижения определенной цели. Она управляема, правда может быть и фальшивой, если человек плохой игрок или притворщик, и сам не верит в то, что может исполнять эту роль.  Про таких людей говорят – «не умеешь врать!».  Да, именно, они не  могут  сами поверить в ту роль, которую примеряют, даже временно. 

А бывает, что временная роль становится уже постоянной, выбранная когда-то на период, прирастает и становится частью повседневной одежды. Такое бывает с актерами, которые раз за разом играют один и тот же типаж, он прилипает и ассоциируется уже только с этим актером, и вероятно эта роль частично переходит в жизнь. Тогда уже сложно назвать ее ложной или  наигранной.

Бессознательная роль тоньше, ярче, честнее.  Ее сложно подделать, сыграть. Она как реакция на что-то из прошлого опыта.  Реакция на боль, обиду, страх. Это своего рода форма  защиты.
Например, в экстремальной ситуации, человек может надеть  роль героя,  но вовсе не обязательно хорошо ее сыграть. А может надеть роль жертвы или паникера. Все зависит от  прошлого опыта.

Саму личность человека можно назвать набором ролей, дополняющих друг друга. Этот набор ролей меняется с возрастом и с опытом. Роли могут быть использованы в разных процентных соотношениях, одна роль может быть задействована лишь на 1%, а другая на 95% ежедневно или в течении жизни. Некоторые роли используются лишь раз в жизни.

Роли отрабатываются, оттачиваются. Им учатся.  Есть роли в зародыше, или как дитя, а есть роли  мастерского уровня.

С рождения у человека нет ролей, он чист. Они появляются позже, одна за другой. Дочь/ Сын,  сестра/ брат,  друг, партнер,  родитель, старик , какой то работник (профессия)  и  пр.  Каждая из них живет многие годы, трансформируется или существует как память.   Старую роль можно достать из памяти и вновь надеть, хотя она может уже не подойти по размеру. У человека может быть много масок, одна на другой, как  матрешка.

У шизофреника включение наборов ролей, образующих личность, происходит бесконтрольно, бессознательно, с полной заменой памяти, у каждой роли своя – память, у каждой роли своя –жизнь, а тело и мозги одни. Такое расстройство чаще всего основано на травме, и сами роли не переключаются спонтанно, а вызваны стрессом или сильным страхом.

Увидеть любого человека без роли или маски, это крайне сложная задача, даже для близкого родственника.  Возможно, только когда спит, человек  не прикрыт маской.

Люди постоянно на чеку, они все время притворяются, так или иначе, под  одной ролью или под несколькими сразу.  Чем сложнее ситуация в которой человек пребывает, тем больше на нем масок. Чем расслабленней человек, тем меньше масок он использует. Когда не нужно защищаться, масок меньше или совсем нет. Вот почему  близкие люди парой знают человека так  хорошо, если он им доверяет и расслаблен в их присутствии, то у них есть шанс разглядеть его. Хотя, близость далеко не всегда является гарантией, что человек снимет маску.   Это происходит еще и потому, что человек прячется сам от себя, не хочет видеть себя настоящего, на это конечно есть причины и вполне серьезные, но, об этом  напишу потом в другой статье.

Увидеть свои маски, так же трудно как и чужие, но вполне возможно, при хорошей наблюдательности.




   

 

Ваше имя *:
Ваш E-mail (электронная почта для связи) *:
Ваш сайт:
Тема письма *:
Почтовый адрес и ФИО для отправления посылки *:
Текст Письма: *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

 


Яндекс.Метрика